Теория воспитания. Презентация на тему "памятка родителям о воспитании детей" Психологические типы по к. юнгу

Слайд 2

​Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому!

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Слайд 3

Любите своего ребёнка и пусть он никогда не усомнится в этом

Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

Слайд 4

Принимайте ребёнка таким какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками

Ругая ребенка: лентяй, трус, негодяй, ему тем самым и внушают, что он именно таков. Поймем, наконец, самое простое и самое страшное. Он этому верит.

Слайд 5

Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности

Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким). Будем развивать в детях это чувство. Как можно больше любви к ребенку.

Слайд 6

Старайтесь внушать ребёнку веры в себя и свои силы

  • Верьте в своего ребенка.
  • Ваша вера способна превратить возможность в действительность.
  • Ты замечательный!
  • Ты умный и сообразительный!
  • Ты это сможешь!
  • Слайд 7

    Стремитесь понять своего ребёнка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место

    Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

    Слайд 8

    Создайте условия для успеха ребёнка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым

    Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый.

    Слайд 9

    Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания

    Научимся владеть собой.

    Слайд 10

    Помните, что воспитывают не слова, а личный пример

    Давайте совершать добрые, хорошие поступки. Дети учатся доброте у нас. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

    Слайд 11

    Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

    • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
    • Предоставьте ребёнку свободу выбора. Каждый из нас чем-то отличается от других. Ему необходимо чувствовать свою уникальность и неповторимость. Не менее важно, чтобы это было оценено окружающими.
  • Слайд 12

    Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите

    Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

    Посмотреть все слайды

    Воспитание есть одна из основных педагогических категорий. Она тесно взаимосвязана с другими педагогическими категориями и имеет достаточно сложную структуру. Процесс воспитания основан на принципах, которые необходимо знать любому педагогу.

    Принципы воспитания – это определенная система требований к процессу воспитания, их много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них. На выборе педагога, на том, каких принципов воспитания он будет придерживаться, основан научно-педагогический процесс.

    Как правило, (СЛАЙД №3) принципы воспитания вначале формулируются в виде педагогической теории или концепции, и проверяются на адекватность в ходе проведения педагогического эксперимента или непосредственно на практике. В связи с тем, что с течением времени в обществе происходят самые различные изменения, педагогической науке постоянно требуется обновление принципов воспитания .

    (СЛАЙД №4) Настоящее время представляет собой эпоху развития гуманистической педагогики . Предпосылки для ее развития существовали в России с самых древних времен и вплоть до 19 века, а потом и в начале 20 века. Это были теории и научные работы отечественных и зарубежных педагогов. Важную роль в становлении гуманистической педагогики в России сыграли (СЛАЙД №5) концепция педоцентризма Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори , (СЛАЙД №6) Вальфдорская педагогика , автором которой является Р. Штайнер , и некоторые другие.

    Наибольшую поддержку гуманистическая педагогика получила через (СЛАЙД №7) гуманистическую психологию К. Роджерса , которая была основана на безусловной любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, психолого-педагогической поддержке и прочем. Кроме того, на окончательное обращение отечественного воспитания к гуманистической педагогике повлияли развитие демократии и изданные (СЛАЙД №8) ООН «Конвенция о правах ребенка» и «Декларация о правах человека» .

    (СЛАЙД №9) Рассмотрим самые основные принципы гуманистического воспитания . В различной научно-педагогической литературе могут встречаться их различные вариации.

    (СЛАЙД №10) Во-первых , по концепции гуманистической педагогики , воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. От педагога требуется не просто изложить ученикам материал, но и поработать с каждым из них индивидуально, опираясь на особенности каждого из них.

    (СЛАЙД №11) Во-вторых , процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.

    (СЛАЙД №12) В-третьих , главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. В интересах педагога побудить воспитанника к самостоятельной деятельности. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее.

    (СЛАЙД №13) Четвертый принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением их опыта и научением их использовать свои теоретические знания на практике.

    (СЛАЙД №14) Пятый принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот бпринцип также направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, коллектив – это очень мощное педагогическое средство.

    (СЛАЙД №15) Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. Однако этот принцип отнюдь не состоит лишь в восхвалении. Он должен сочетать в себе одновременно уважение к личности учащегося и требовательность к ней. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников. Но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу, потому что подавление активности неминуемо остановит развитие личностей учащихся.

    (СЛАЙД №16) Обобщая все вышесказанное в единую мысль, получим следующую картину: воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Принципы воспитания

    Принципы воспитания Воспитание - это определенная система требований к процессу воспитания, их много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них.

    Педагогический эксперимент или практика Принципы воспитания Педагогическая теория или концепция

    Настоящее время представляет собой эпоху развития ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.

    Концепция Педоцентризма - Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори Дж. Дьюи В. Лая М. Монтессори

    ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Роджерса была основана: на безусловной любви к ребенку принятии его таким, какой он есть психолого-педагогической поддержке

    ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    По концепции гуманистической педагогики, воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности.

    II. П роцесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.

    III. Главный фактор успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей.

    IV. Принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника.

    V. П ринцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых.

    VI. Принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них.

    ВЫВОД: Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    Слайд 1

    Слайд 2

    Воспитание

    Личность и его ценности

    III. отражение себя через законопослушание, сотрудничество, Я - концепцию

    I. окружающий мир отношение

    Воспитание строится на отношениях. Эти отношения формируют принятие ценности личностью и они проявляются в поступках, поведении, привычках. Все время и всеми в том числе и самой личностью эти проявления эмоционально оцениваются. В итоге вырабатываются жизненные навыки, присущие данному возрасту ребенка.

    проявление в поступке

    проявление в поведении

    проявление в привычке

    Слайд 3

    Воспитание сегодня – это прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально – волевой сферой, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть

    Изменение педагогической позиции из монологической в диалогическую, определяющее восхождение педагога к потребностям ученика и ценностям детства, есть одно из ведущих педагогических условий ориентации учащихся на социально значимые ценности.

    Особенности воспитательного процесса сегодня

    ч отношения совесть учитель ученик диалог

    потребности и ценности

    Слайд 4

    Отношения и оценка малыша вначале направлены на предметный мир и окружающих людей.Когда ребенок научится отделять себя от окружающего мира, он начинает строить отношения со своим внутренним Я и давать им свою оценку. При выстраивании отношений с внутренним Я происходит формирование индивидуальности и становление характера. Авторитет внешнего подражания вытесняется авторитетом внутреннего отождествления и проблема будет заключаться в правильном выборе субъекта отождествления.

    Ребенок до 8 лет предмет люди

    Ребенок после 9 лет

    внутреннее Я

    отношение к самому себе

    Развитие отношений

    субъект отождествления

    объект внешнего подражания

    Слайд 5

    поступок как проба

    Подросток после 12

    сквозь призму критического анализа

    Подросток «пробует на зуб» разнообразные действия, которые не всегда соотносятся с нормами морали и нравственности. Поступок подростка - это своеобразная «проба» востребованной ценности на предмет ее возможного принятия с последующей установкой на проявление ее в поведении.

    чем шире диапазон поступков, тем вероятность приемлемого выбора выше

    Слайд 6

    Глоссарий к воспитанию Отношения – это субъективно-оценочный, эмоционально-окрашенный взгляд личности на действительность и представляет собой присвоенный опыт взаимоотношений с другими людьми Поступок – внутренний план действия в котором представлено сознательно выработанное намерение и имеется прогноз ожидаемого результата Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий. Включает в себя инстинкты, навыки и разумные действия Привычка – это поведение, ставшая потребностью и она должна находиться в социально - приемлемых рамках Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов по их значимости, определяет общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению и поступкам (в дальнейшем просто ценности)

    Слайд 7

    ребенок проявил интерес и стремление к этой ценности

    он осуществил намерение и желание воспроизвести эту ценность в своих действиях

    он дал себе установку на присвоение этой ценности

    он воспроизвел эту ценность по убеждению в правильности своего выбора

    мотивирует себя

    совершает действие

    начинает придерживаться

    вырабатывает

    Социально ценные мотивы

    интерес и стремление

    намерение и желание

    установка убеждение

    Социально ценные мотивы выстраиваются в иерархический ряд и это помогает выявить алгоритм отношений

    Слайд 8

    Алгоритм отношений и формирования ценностей

    убеждение установка желание намерение стремление интерес (вызваны потребностью)

    степень осознанности

    социально ценные мотивы

    Процесс воспитания сводится к эмоциональному и целенаправленному выстраиванию относительно устойчивых отношений посредством формирования определенных ценностей личностью.

    мотивация поступок поведение привычка

    интерес стремление к этой ценности

    установка сформиро- вать эту ценность

    убеждение воспроизво -дить эту ценность

    намерение желание апробировать эту ценность

    Отношения как система мотиваций

    ценности

    Слайд 9

    Критический анализ при НДВ

    Чтобы апробированная ценность оформилась в установку, она должна пройти этап критического анализа подростком необходимости или желательности этой ценности для него лично. Для этого он совершает ряд поступков и производит отбор среди них на основе своих критериев

    поведение подростка

    критический анализ необходимости или желательности поступка

    намерение

    Слайд 10

    Описание алгоритма отношений и присвоения ценностей

    В аффективной сфере нужно обратить внимание на то, что 6-10 летние учащиеся чаще всего проявляют интерес, стремления, намерения и желания, которые не всегда переходят в установки и убеждения.

    Слайд 11

    4. Компоненты ценностных ориентаций можно разделить на 4 группы:

    высшие ценности – идеал, истина, свобода, красота, творчество. антропоцентрические ценности (заложены в самом человеке) – совесть, ответственность, вера, призвание. социометрические ценности (предъявляемые обществом) – долг, отечество, патриотизм, мотивационные ценности – намерения, желания, стремления, интерес, установки, убеждения.

    Ценностные ориентации в воспитании

    1. М. Рокич Два класса ценностей: терминальные инструментальные

    цель средства

    здоровье, красота, любовь, познание, свобода

    аккуратность, воспитанность, независимость,

    2. М. Титма Внутренняя структура ценностных ориентаций: эмоциональные, когнитивные, поведенческие.

    красота, любовь одухотворенность,

    познание, интерес, творчество

    толерантность, воспитанность, коммуникабельность

    3. К.Э. Изард В спектр базовых эмоций включает следующие десять: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина

    5. Э.В. Соколов Пять функций ценностных ориентаций:

    экспрессивная – передать ценности другим, достичь признания, успеха. адаптивная – удовлетворять свои потребности. защита личности – ценностные ориентации выступают как «фильтры». познавательная – поиск информации для поддержания целостности личности. координация и гармонизация психических процессов.

    Слайд 12

    Генезис мотивации или социализация личности

    представление умение понятие навык

    Процесс присвоения знаний

    Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность поступкам и поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Соподчинение мотивов приводит к тому, что разнообразные мотивы теряют равноправие и выстраиваются в систему мотиваций. Система мотиваций ведет к выстраиванию иерархии самих ценностей

    Процесс присвоения ценностей

    Потребность и интерес являются движущей силой, мотивом как в процессе познания, так и при выстраивании системы отношений между людьми

    потребность и интерес

    Слайд 13

    Иерархия присвоенных ценностей

    честность, доброта, сопереживание, доверие

    ответственность, собранность, воля, трудолюбие

    понимание, долг. признание, сочувствие,

    добро, красота, истина, творчество

    Восхождение идет от полюса «натурального» поведения через усвоение ценностей все более высокого порядка к полюсу высших идеалов

    интерес, радость, удивление, горе, гнев, презрение, страх, стыд, вина

    Это восхождение возможно только в том случае, если ребенок обогатит весь набор личных качеств в виде инструментальных ценностей-средств на пути к высшим ценностям

    Высшие ценности-идеалы

    Инструментальные ценности

    Базовые эмоции «натурального» поведения, поведенческие реакции, невербальное общение

    Инструментальные ценности-средства

    Мотивом для выбора определенной ценности ребенком будет его потребность и интерес в ней на данный момент развития

    Эта пирамида была построена на основе критического пересмотра пирамиды потребностей А. Маслоу

    Слайд 14

    Слайд 15

    Физиологическая потреб- ность, безопасность

    Привлечь внимание

    Потребность в любви

    Само утверждение

    Познавательная потребность

    Стремление к познанию

    Потребность в уважении

    Подражание и отношение

    Само акту ализация

    Само реализация по М. Турарбекову по А. Маслоу

    Сравнение пирамид потребностей

    равноценны

    Потребность в уважении будет востребована при самоутверждении, но вначале будет стремление к познанию

    Слайд 16

    Генезис интереса и пирамида потребностей

    Потребность и интерес по А. Маслоу по М. Турарбекову

    Самоутверждение

    Потребность в уважении и этические

    Подражание Самоактуализация Самореализация

    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Адаптивная Диалоговая Учебная Игровая Предметная

    Интерес развивается за счёт смены потребностей, которая в свою очередь направляет ведущую деятельность ребёнка

    Слайд 17

    3 года 6 лет 11 лет 15 лет

    возрастные кризисы

    ведущая деятельность

    Задача воспитания

    По мере взросления ребенка его траектория развития может сильно отклоняться от нормы. Это связано с тем, что индивидуальные черты характера могут противопоставляться логике оптимального пути развития, а степень внешнего воздействия будет неизменно уменьшаться. Задача воспитания сводится в таком случае к тому, чтобы минимизировать это отклонение.

    У ребенка все еще нет потребности в освоении учебной деятельности, она должным образом не организована (педагогическая запущенность)

    Подросток не может все еще определить свое истинное место в кругу сверстников, идет поиск себя в этом мире (уход в неформальную группировку)

    Юный человек разрывает эмоциональную пуповину между собой и родителями вопреки логике его развития, поддавшись внешним обстоятельствам (проблема отцов и детей)

    возможное отклонение

    Слайд 18

    Механизм присвоения ценности на примере скорректированной аффективной модели Б. Блума

    Распро- странение Организация Усвоение Реагирование Восприятие

    Выборка в модели Б. Блума отсутствует

    знакомство с ценностью

    вычленение из всего многообразия ценностей на основании потребности и интереса

    сопоставление с другими ценностями

    апробирование этой ценности

    присваивает и воспроизводит в своей деятельности эту ценность

    значимость ее в иерархии собственных ценностей

    Аффективная модель Б. Блума была разработана в 1958 году и с тех пор критически не пересматривалась

    выбор оценивание действие

    Усваивать все, на что реагирует человек, невозможно

    определенной ценности

    этой ценности в своей деятельности

    на основе своего оценивания

    Слайд 19

    гипотеза воспитательного процесса

    Наша гипотеза заключается в следующем: если для личности будут созданы условия, которые обуславливают развитие у него навыков выбора, оценивания и действия ценностного процесса, то это будет способствовать формированию ценностных ориентаций и личностных качеств соответственно возрастным особенностям личности

    Навыки выбора 1. Знакомство с ценностью 2. Сопоставление с другими ценностями 3. Вычленение ее из всего многообразия на основании потребности и интереса выражаются в мотивации

    Навыки оценивания 1. Апробирование этой ценности 2. Значимость ее в иерархии собственных ценностей выражаются в поступке

    Навыки действия 1. Формирование этой ценности в себе 2. Распространение этой ценности выражаются в поведении

    Диагностирование ценностного процесса имеет значение для определения действий воспитателя, учителя школы в формировании личностных качеств растущего человека.

    Как и любая деятельность, воспитательный процесс имеет свой набор навыков

    Ценностный процесс

    Слайд 20

    ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПО И.П. ПАВЛОВУ

    СЛАБЫЙ СИЛЬНЫЙ НЕУРАВНОВЕШ. УРАВНОВЕШ. САНГВИНИК ФЛЕГМАТИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК

    Эти психологические типы соотносятся с психологическими типами К. Юнга и Г. Айзенка

    Слайд 21

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПО К. ЮНГУ

    РАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ (ЛОГИКА)

    ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ (ЧУВСТВА)

    ЭКСТРАВЕРТНЫЙ ИНТРОВЕРТНЫЙ ЧУВСТВУЮЩИЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ИНТУИТИВНЫЙ ОЩУЩАЮЩИЙ

    Не существует людей, которые полностью относились бы к какому-то одному из этих психологических типов. На самом деле все смешано в одном человеке в той или иной пропорции и можно говорить лишь о доминирующем типе.

    Психологические типы по К. Юнгу лучше отражают Racy и Emocy в человеке

    Слайд 22

    Люди делятся по Г. Айзенку на четыре типа

    1.- стабильный интроверт - спокойный, уравновешенный, .надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый. 2.- невротический интроверт - легко поддающийся переменам настроения, тихий, рассудительный, писсемистичный, замкнутый, тревожный. 3.- стабильный экстраверт - лидер, веселый, беззаботный, общительный, покладистый, дружелюбный. 4.- невротический экстраверт - ранимый, беспокойный, агрессивный, непостоянный, оптимистичный, активный.

    Как видим, многие качества личности заложены в психологических типах личности и это следует учитывать школьным психологам и учителям. Однако это вовсе не означает, что все предопределено на нейрофизиологическом уровне. Процесс социализации личности может внести существенную корректировку в процесс становления типажа и даже его изменения.

    Слайд 23

    ОТНОШЕНИЯ

    мотивация, вызванная его стремлением и интересом

    поведение ребенка, вызванное установкой

    привычка у ребенка еще не выработана

    поступок ребенка, вызванный намерением и желанием

    ведущий тип нервной системы у дошкольника он ярко выражен в его отношениях

    стабильный интроверт спокойный, контролируемый, миролюбивый, внимательный ф.

    невротический интроверт тихий, рассудительный, замкнутый, тревожный м.

    стабильный экстраверт веселый, общительный, покладистый, дружелюбный с.

    невротический экстраверт ранимый, агрессивный, непостоянный, активный х.

    Дошкольный возраст

    сопоставительный анализ ребенком ценностей, преподносимых взрослыми

    поощрение или порицание взрослыми поступка ребенка

    За основу взяты уровни нравственности Л. Кольберга

    Слайд 24

    Мотивация стать добрым и щедрым

    поведение ребенка, вызванное установкой взрослого

    стабильный интроверт миролюбивый, внимательный ф.

    невротический интроверт, замкнутый, тревожный м.

    стабильный экстраверт общительный, дружелюбный с.

    невротический экстраверт агрессивный, непостоянный, х.

    сопоставительный анализ добрый-злой щедрый-жадный сильный-слабый красивый-урод

    Слайд 25

    одобрение или неодобрение поступка и поведения ребенка учителем

    поведение ученика, вызванное установкой

    привычка ученика как автоматическое воспроизведение поведения

    поступок ученика, вызванный намерением и желанием

    стабильный интроверт

    невротический интроверт

    стабильный экстраверт

    невротический экстраверт

    сравнительный анализ учеником ценностей, формируемых учителем

    навык ученика, вырабатываемый поступками и поведением

    Начальная школа

    ведущий тип нервной системы он все еще доминирует в отношениях

    Слайд 26

    Мотивация стать добрее быть щедрее

    сравнительный анализ насколько добрый насколько щедрый насколько сильный насколько красивый

    Слайд 27

    Ожидаемые результаты по НДВ начальной школы

    1. Большинство учащихся (более 70%) должны выработать навык сравнения и его анализа. 2. Все базовые эмоции – интерес, радость, удивление, горе, гнев, презрение, страх, стыд и вина должны проявляться вербально и эмоционально. 3. Дети в этом возрасте должны обладать такими качествами как: честность, доверие, самостоятельность, сопереживание, трудолюбие, воля, собранность 4. Должно быть минимальное количество лидеров и не должно быть изолированных детей.

    Слайд 29

    Индивидуальный измеритель НДВ для учащихся начальной школы

    Эта анкета заполняется учителем или психологом в течение полугода на каждого ребенка

    Пример анализа заполненной анкеты. Это означает, что у ребенка еще не выработан навык сравнения и его анализа, но он уже ориентируется в этих критериях

    Слайд 30

    Сравнительный анализ 1 и 2 классов по данным диагностического рассказа «Жадный поросенок»

    1 класс 2 класс 99% 100% 83% 89% 78% 94% 1% 13% 4% 18% 8% 3% 6% 1 2 3 знакомство сопоставление высказывание

    1 – не ориентируется; 2 – ориентируется с трудом; 3 – ориентируется полноценно

    Слайд 31

    Анализ на определение правильного поступка в ситуации морального выбора в среде сверстников

    61% 28% 33% 32% 24% 5% 71% 29% 43% 10% 14%

    Моральный выбор учащимися первого класса делается самостоятельно исходя из превалирую- щего у них в данный период чувства и опыта. Как оказалось, учащиеся обычно проявляют Доброту (71% в 1Д),Вежливость (71% в 1В) или Сопереживают (33% в 1Б). Это очень важный вывод, так как позволяет через эти проявленные чувства косвенно указывать на тип влияния внешнего авторитета. Зачастую именно от оценки учителя той или иной ситуации и типа его поведения зависит выбор предпочитаемой ценности учащимися начальной школы. Сопереживают – авторитарный тип (холеричный) Вежливость – педантичный тип (флегматичный) Доброта – открытый тип (сангвиничный)

    Сопереживают - вежливые - добрые

    Слайд 32

    Основная школа

    начинает осознанно влиять на свои качества личности

    критический анализ учеником обоснования наставника и своего видения

    ведущий тип нервной системы

    логическое обоснование наставником желательного поступка и поведения ученика через разъяснение его выбора, оценки и действия

    «зеркальное отражение» себя в других для самоопределения

    Слайд 33

    навыки выбора оценка и действия

    поступок ученика, как своеобразная проба

    Слайд 34

    Слайд 35

    понимание и принятие моральных норм учеником как равноправной личностью

    поведение ученика, вызванное установкой воспроизвести эти моральные нормы

    мотивация, вызванная пониманием и принятием моральных норм

    привычка ученика всегда соблюдать эти моральные нормы

    поступок ученика, вызванный намерением и желанием соблюсти моральные нормы

    навык ученика, вырабатываемый соблюдением моральных норм

    Средняя школа

    разъяснение и обсуждение с учеником моральных норм общества на основе его выбора, оценки и действия

    формирование в себе таких качеств, которые присущи социально зрелой личности

    минимизация влияния нежелательных качеств личности, заложенных на нейрофизиологическом уровне через

    Слайд 36

    ВЫЯВЛЕНИЕ 1) знакомство с этой ценностью; 2)сопоставление с другими ценностями; 3) вычленение ее из всего многообразия на основании потребности и интереса

    ДЕЙСТВИЕ присвоение и распространениеэтой ценности

    Взаимосвязь между алгоритмом отношений и аффективной моделью наглядно видна на этой схеме. Выявление этой внутренней взаимосвязи позволяет нам выстроить логику составления разноуровневых заданий диагностики. Таким образом, опосредованно, мы имеем возможность исследовать такие виды отношений как: мотивация, поступок и поведение.

    Разноуровневые задания для диагностики воспитательного процесса учащихся

    Слайд 37

    Что дает нам анкетирование?

    Данные анкет помогут выявить нам определенные предпосылки присвоения ценностей. Их проявление в виде поступков, поведения и привычки в действительности может быть отложенным на неопределенный срок. Они не поддаются произвольной регуляции, так как невозможно смоделировать в учебном процессе все разнообразие жизненных ситуаций. С другой стороны, именно всесторонняя ориентация ученика в предметной части ценностных качеств, навыки выявления, оценки и действия и являются предпосылкой для полноценного присвоения этих ценностей

    Наиболее объективные показатели при диагностике НДВ дают такие методы как наблюдение и собеседование, однако эти методы требуют больших затрат времени. Условия мониторинга не всегда позволяют это, так как он охватывает большой массив данных диагностики, который необходимо обработать в сжатые сроки. Охватить большой массив данных и обработать в сжатые сроки может анкетирование. Анкеты составляются из разноуровневых заданий для получения более объективной картины диагностики НДВ. Задания должны составляться на основе трех критериев: эмоционального, поведенческого и интеллектуального.

    Слайд 38

    Матрица разнообразия и развития ценностных ориентаций

    Степень проявления представленных ценностей можно определить по следующим критериям: включенность, автономность, самовыражение, объективность оценки и они могут стать конкретными критериями при подготовке и разработке анкет и тестов практическими психологами школы.

    Слайд 39

    Специфика мониторинга НДВ

    Мониторинг в системе нравственно-духовного воспитания (НДВ) имеет свою специфику. Она заключается в том, что причинно-следственные связи в системе НДВ не такие жесткие, как в когнитивной (знаниевой) сфере. Именно по этой причине до сих пор в аффективной (эмоциональной) сфере система мониторинга до конца не разработана. Нами была выстроена концептуально система мониторинга НДВ и на этой основе составлены разноуровневые задания для школы в виде анкет. Цель мониторинга: разработка конкретных критериев и диагностических индикаторов, способствующих выявлению уровня нравственной воспитанности учащихся. Задачи мониторинга: 1. Разработать критерии и показатели уровня нравственной воспитанности учащихся. 2. Определить уровни нравственной воспитанности учащихся в вербальном и реальном поведении. 3. Установить зависимость нравственной воспитанности от характера отношений «педагог – дети».

    Слайд 40

    Система мониторинга нравственно-духовного воспитания

    Мониторинг рассматривается как система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления. Он позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз развития.

    Слайд 41

    Пояснение к таблице мониторинга НДВ

    1. Аффективная таксономия Б. Блума позволила нам подойти к решению проблемы анализа рассказа – истории и поделить его на три этапа: представление, анализ, рассуждение. 2. Пирамида потребностей А. Маслоу в видоизмененном нами варианте помогла выстроить последовательность принятия ценностей детьми в зависимости от их возраста (см. таблицу «Взаимосвязь между ведущей деятельностью и ценностями»). 3. Матрица развития прояснила вопрос применения определенного вида анализа для построения сюжета рассказа: сопоставление, сравнение, критический анализ, оценка. 4. Уровни нравственности Л. Кольберга могут указать на специфику выстраивания отношений между детьми и взрослыми в разные периоды развития ребенка. Диагностирование ценностных ориентаций у учащихся имеет значение для определения стратегии действий воспитателя, учителя школы в формировании их личностных качеств.

    Слайд 42

    Критерии и индикаторы нравственной воспитанности

    Воспитание необходимо изучать по трем критериям: 1. интеллектуальный. Ее мы выявляем через моральные представления о ценности самим ребенком. 2. поведенческий. Выявляется через предполагаемое поведение ребенка в ситуации морального выбора. 3. эмоциональный. Проявляется через эмоциональное отношение и настрой ребенка

    Диагностические признаки - индикаторы процесса воспитания

    I. Представления. Определялся уровень представлений о ценностях у учащихся.(интеллектуальная) II. Умение рассуждать и делать свои выводы. Мы проверяли это умение, опираясь на положения матрицы развития ребенка (интеллектуальная). III. Проявлять свое личное отношение в ситуации морального выбора. Выбор делается учащимся самостоятельно, исходя из превалирующего у него в данный период чувства и опыта.(поведенческая) IV. Применение контент - анализа с привлечением проективной методики. Это позволило нам выяснить наиболее предпочитаемые ценности по классам самими учащимися. (эмоциональная)

    Слайд 45

    Место эмоций в нашей жизни Эмоции – это своего рода сигнал о том, чтобы мы дали мгновенную оценку чему-то в окружающем нас мире, позитивную или негативную. Эмоции дают нам также возможность выявить ценность того или иного объекта или явления и выполняют функции связи между действительностью и нашими потребностями. Специалисты с достаточно высоким уровнем ума IQ различаются между собой способностью эффективно маневрировать в различных социальных ситуациях, считывать эмоциональные оттенки поведения коллег, клиентов и начальства и не сдаваться перед лицом эмоциональных неудач, т.е. они различаются своим эмоциональным умом EQ. В то время как IQ обеспечивает своеобразный пол достижений людей, эмоциональный ум EQ в каком-то смысле определяет потолок – то, насколько высоко они могут подняться по сравнению с другими людьми в пределах одних и тех же когнитивных и технических навыков. Таким образом, эмоции не только не мешают нашему интеллекту, а в определенном смысле помогают ему понять и оценить этот мир

    Регулирование эмоций (как?) Способность управлять своими и чужими эмоциями (манипуляция)

    Использование эмоций (зачем?) Регулировать эмоции соответствующим образом (толерантность)

    Эмоциональный ум (EQ) – способность отслеживать собственные чувства и эмоции, а также чувства и эмоции других людей, проводить различия между ними и использовать их для выработки собственных мыслей и действий Как и интеллект, эмоциональный ум имеет свой набор навыков

    Навыки эмоционального ума

    Эмоциональный ум помогает нам разобраться в самом себе и обустроить свой внутренний мир в гармонии с окружающим миром

    Слайд 47

    Распознавание эмоций

    Слайд 49

    знакомство с этой ценностью

    вычленение ее из всего многообразия на основании потребности и интереса

    воспроизводит в своей деятельности эту ценность присвоение этой ценности

    выявление

    Естественно- научный цикл

    Гуманитарный цикл

    Предмет по духовно- нравственному воспитанию

    Связь процесса воспитания с процессом обучения

    Слайд 50

    Специфика раскрытия ценностных ориентаций в естественно-научном цикле

    выявляются через влияние, значимость, оценку.

    акцентируются

    смысл и значение для человека фактов и явлений окружающего мира, изложенных в предметах естественно - научного цикла.

    ценностные ориентации

    в учебном процессе естественнонаучного цикла

    Познание мира Физика. Химия. География. Биология.

    Слайд 51

    выявляются через знакомство, анализ, оценку.

    в учебном процессе гуманитарного цикла

    отождествляются

    сравнение или вхождение в образ встречаемый в литературе и истории

    Сказки Басни Проза и поэзия Документальные источники

    Специфика раскрытия ценностных ориентаций в гуманитарном цикле

    Слайд 52

    выявляются через знание, поступок, принятие, оценку.

    Учебного процесса в духовно-нравственном воспитании

    становятся ведущей пед. задачей

    Целенаправленное создание мотива поведения Условия: 1. знакомство 2. ситуация морального выбора; 3. смена социальных ролей; 4. соблюдение на практике морально-этических норм.

    самооценка идеальное Я – реальное Я вербализация подражание

    Специфика раскрытия ценностных ориентаций в духовно-нравственном воспитании

    социализация

    Слайд 53

    Модифицированный тест Люшера для занятий по эмоциональной восприимчивости

    основные цвета

    дополнительные цвета

    Влечение к удовлетворению и устойчивой привязанности

    Стремление смотреть вперед и надеяться

    Стремление активно действовать и добиваться успеха

    Стремление к самоутверждению

    Дополнительные цвета символизируют негативные тенденции – тревожность, стресс, переживание страха, огорчение. Значение этих цветов в большей степени определяется их расположением, распределением по позициям

    При отсутствии личностного конфликта основные цвета должны занимать преимущественно первые 5 позиций

    Печаль, грусть Недовольство, зло

    Страх, беспокойство

    безнадежность

    Слайд 54

    Эмоциональные переживания (дети 6-7 лет)

    Цель: переживание эмоционального состояния Задачи: переживания и расширение словаря эмоций

    М у з ы к а Грозная Пугающая Нежная Обиженная Бойкая Стремитель- ная Беспокойная Плавная Плачущая Смешная Темная Таинственная Ясная Жалобная Задорная Недовольная Насторожен- ная Приветли- вая Тоскливая Игривая Острая Грубая Мягкая Хмурая Солнечная Сердитая Тревожная Добрая Печальная Радостная Злая Страшная Спокойная Грустная Веселая

    Слайд 55

    Матрица развития человека

    мифологическое (творческое) научное и эстетическое (критическое) ремесленное (по алгоритму) примитивное (бессистемное)

    гармоничное (совершенство)

    физ. разв. (выживание)

    социальное (профессиональное)

    выразительное (индивидуальное)

    исследовательский (познание) самоутверждения (обособление) стадный (идентификация) самосохр. и ориент. (ориентация)

    догматик (безальтернативный)

    обыватель (стереотипный)

    ученый и художник (импровизация)

    талант (неизведанное)

    инстинкты тело сознание интеллект ребенок

    как пример нахождения взаимосвязей

    ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего познать его также во всех отношениях. К.Д. Ушинский Базовые понятия

    • Воспитание, виды воспитания, развитие, методы воспитания, взаимосвязь обучения и воспитания, методы и приёмы воспитания
    • Классный руководитель, функции классного руководителя, обязанности классного руководителя
    Воспитание как педагогический процесс

    ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

    РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

    СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    (учитель)

    СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

    СУБЪЕКТ (учащийся)

    Виды воспитания

    • Трудовое
    • Умственное
    • Физическое
    • Авторитарное
    • Свободное
    • Демократическое

    По доминирующему принципу и стилю отношения воспитателей и воспитанников

    • Семейное
    • Школьное
    • Внешкольное
    • Конфессиональное
    • Воспитание в детских и юношеских организациях
    • Воспитание по месту жительства
    • Воспитание в закрытых и специальных воспитательных заведениях

    По институционным признаком

    • Физическое
    • Этическое
    • Правовое
    • Военно-патриотическое
    • Экологическое
    • Интернациональное
    • Эстетическое
    • Половое
    • Экономическое
    • Трудовое

    По аспектам воспитательного процесса

    Методы воспитания (по М.И. Болдыреву) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ

    МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ

    МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ

    Методы формирования сознания

    • Рассказ
    • Объяснение
    • Разъяснение
    • Лекция
    • Этическая беседа
    • Внушение
    • Инструктаж
    • Диспут
    • Доклад
    • Пример
    Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
    • Упражнение
    • Приучение
    • Поручение
    • Педагогическое требование
    • Общественное мнение
    • Воспитывающие ситуации
    Методы стимулирования
    • Соревнование
    • Поощрение
    • Наказание
    Процесс воспитания и его принципы Процесс воспитания – целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляющаяся в рамках педагогической системы учреждения. Компоненты педагогического (воспитательного) процесса
    • Целевой – определение целей воспитания
    • Содержательный – разработка содержания воспитания
    • Операционно-деятельностный – организация воспитательной деятельности и взаимодействие участников процесса
    • Оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, суждения об эффективности процесса
    • Коммуникативный – отражает наличие в воспитательной системе субъекта и объекта воспитания и означает общение, их взаимодействие в процессе воспитания
    Принципы (законы) воспитания 1
    • Гуманистическая направленность воспитания на развитие личности
    • Направленность воспитания на овладение культурой, ценностями общества, нормами поведения
    • Связь воспитания с жизнью и трудом
    Принципы (законы) воспитания 2
    • Воспитание в деятельности
    • Воспитание с опорой на активность личности
    • Воспитание в коллективе и через коллектив
    • Объединение педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников
    • Уважение к воспитываемому лицу в соединении в требовательностью к нему
    • Воспитание с опорой на положительные качества человека
    Принципы (законы) воспитания 3
    • Учет возрастных и индивидуальных особенностей
    • Единство требований (школы, семьи, общества)

    Группы принципов воспитания

    Педагогические (методические), технологические

    Социопсихологические

    СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ

    Осознание потребности, желания изменить себя, усовершенствовать свои личные качества

    Самоанализ

    Определение целей, программ, плана деятельности

    Самооценка

    Деятельность, направленная на самоизменение, самоусовершенствование

    Методы, приемы, средства деятельности, направленные на самовоспитание

    Принцип целостного подхода к воспитанию Критерии оценки воспитанности учащихся

    Название качества личности учащегося

    Критерии воспитанности

    Любовь к Родине

    Знание истории, уважение к историческому прошлому, традициям народа; забота об интересах, исторической судьбе страны; чувство гордости за великих людей страны, её культуру, достижения; привязанность к месту проживания (город, село, область, страна в целом);бережное отношение к природе, народному достоянию; знание современных важных событий

    Интернационализм

    Интерес к культуре, искусству других народов; дружба с людьми разных национальностей; добровольное участие в мероприятиях интернационального характера

    Отношение к одноклассникам, ровесникам

    Участие в делах своего класса; привычка оказывать бескорыстную помощь; дружеские отношения с мальчиками и девочками; требовательность и уважение к ровесникам

    Гуманность

    Доброжелательное отношение к людям, забота о них; помощь, чуткость, уважение, доверие; ; внимательное отношение к интересам, желаниям людей, тревожащим их вопросам, к мнениям, чувствам окружающих; понимание мотивов, которыми руководствуются люди в своем поведении; тактичное отношение к их самолюбию, гордости, достоинству; исключение грубости, чванства, напыщенности, нетерпения, недоверия

    Честность

    Правдивость, искренность; выполнение обещаний; привычка не брать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, воровству, обману, добровольное признание ошибок, поступков; готовность не скрывать действительное положение вещей

    Отношение к труду (трудолюбие)

    Любовь, потребность и привычка к труду; добросовестность, старательность в труде; постоянная занятость полезными делами; привычка качественно и своевременно выполнять работу; наслаждение от самого трудового процесса; заинтересованность в достижении положительных результатов; помощь членам семьи по хозяйству

    Дисциплинированность

    Соблюдение установленных в обществе правовых, моральных, политических, эстетических норм поведения, правил для учащихся, определенных обычаев, традиций; быстрое и точное выполнение требований родителей и учителей

    Активность

    Стремление отвечать на уроках, дополнять ответы других; знакомство со вспомогательной; добровольное участие в разных видах деятельности; инициативность, самостоятельность.

    Любознательность

    Систематическое чтение литературы по разным отраслям науки и техники, постоянная потребность расширения и углубления своих знаний; привычка пользоваться словарями, справочниками; участие в работе факультативов, кружков, секций; хорошая успеваемость

    Смелость

    Способность к преодолению чувства страха; готовность помочь с риском для себя; готовность отстаивать свое мнение

    Сила воли

    Способность заставить себя выполнить то, что надо, а не только то, что нравится; привычка доводить начатое до конца; упорство в достижении поставленной цели; стремление и способность к преодолению трудностей; успехи в самовоспитании

    Достоинство, честь

    Отношение к себе и к другим как к определённой ценности; осознание положительных черт, не позволяющее поступаться ими, самоуважение, вызванное осознанием достигнутых успехов; требование от других уважения к себе, своим правам

    Любовь к прекрасному (эстетическая воспитан-ность)

    Интерес к урокам литературы, пения, рисования; знание и понимание произведений литературы, музыки, живописи, киноискусства; посещение театров, музеев; опрятный внешний вид; участие в художественной самодеятельности; желание творить прекрасное

    Стремление к физическо-му совершенству

    Стремление быть сильным, ловким, здоровым; правильная осанка; привычка ежедневно делать физзарядку; участие в спортивных играх, соревнованиях, походе, работе секций

    Обучение = воспитание 1. Воспитание неотрывно от обучения, в про-цессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между дву-мя процессами, в котором они будто слива-ются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который опреде-ляется как обучение, которое воспитывает Обучение = воспитание 2. Воспитание осуществляется в образова-тельном процессе определённой системы или учреждения и вне обучения, парал-лельно ему (кружки, общественный труд, трудовое воспитание). Здесь должны под-крепляться все эффекты обучения и оно в свою очередь должно действовать на воспитание Обучение = воспитание 3. Воспитание осуществляется вне (в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, сообществом, где происходит и некоторое стихийное обучение 4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, сообществами, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением Классное руководство Классный руководитель – работник, осуществляющий педагогическую деятельность с коллективом учащихся класса, отдельными учащимися, их родителями, организацию и проведение внеурочной и культурно-массовой работы, способствующий взаимодействию участников учебно-воспитательного процесса в создании надлежащих условий для выполнения задач обучения и воспитания, самореализации и развития учащихся (воспитанников) , их социального развития Функции классного руководителя Функциональные обязанности классного руководителя
    • Всестороннее изучение и воспитание учащихся
    • Оказание учащимся помощи в учебе и развитии
    • Взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач
    • Решение проблем учебного и профессионального самоопределения учащихся
    • Контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением учащихся
    • Взаимодействие с родителями и оказание им помощи в воспитании детей
    • Развитие внутригрупповых и межличностных отношений учащихся
    Цикл воспитательной работы классного руководителя (1-2) 1. Изучение учащихся класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности) 2. Формулирование воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учащихся класса, типичных для определенного периода обучения и индивидуальных Цикл воспитательной работы классного руководителя (3-5) 3.Планирование воспитательной работы – составление плана, оперативного документа, содержащего перечень заданий и дел по их решению и путей их реализации 4.Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с заданиями и планами: проведение классных часов, экскурсий, вечеров, походов, родительских собраний и пр. 5. Анализ и оценка результатов воспитания, состоящих в уровне воспитанности учащихся. Наблюдение, опрос и прочие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личном росте классного руководителя как воспитателя Варианты форм планов воспитательной работы классного руководителя А) Б)
    • Посещать уроки, занятия по теоре-тическому и практическому обучению, производственной практике и внеклассные занятия в своём классе (группе), присутствовать на мероприятиях, проводимых для учащихся (вос-питанников) учебными, культурно-просветительскими заведениями, дру-гими юридическими или физическими лицами
    • Вносить предложения на рассмотрение родительского собрания класса (группы) о материальном обес-печении организации и проведения внеурочных мероприятий в порядке установленном законодательством
    • Инициировать рассмотрение администрацией учебного заведения вопросов социальной защиты учащихся (воспитанников)
    Права классного руководителя
    • Вносить предложения на рассмотрение администрации учебного заведе-ния и педагогического совета относи-тельно материального и морального поощрения учащихся
    • Посещать учащихся (воспитанников) по месту их проживания (с согласия родителей, опекунов, попечителей), изучать условия их быта и воспитания
    • В соответствии с целью выбирать содержание, средства, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в классном коллективе
    Права классного руководителя
    • Право на защиту профессиональной чести, достоинства в соответствии с действующим законодательством
    • Материальное поощрение за достижение весомых результатов в выполнении возложенных на него задач
    • Выбирать формы повышения педагогической квалификации по проблемам воспитания
    • Осуществлять педагогический кон-троль за соблюдением учащимися(воспитанниками) устава и правил внутреннего распорядка учебного заведения, других документов, регла-ментирующих организацию учебно-воспитательного процесса
    • Выбирать адекватные средства реа-лизации задач обучения, воспитания и развития учащихся (воспитанников)
    • Соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство учащегося (вос-питанника), защищать его от любых форм физического или психического насилия
    Обязанности классного руководителя
    • Информировать о состоянии воспита-тельного процесса в классе и уровне успеваемости учащихся (воспитанни-ков) педагогический совет, администрацию учебного заведения, родителей
    • Своей деятельностью утверждать ува-жение к принципам общечеловеческой морали, пропагандировать здоровый образ жизни
    • Вести документацию, связанную с исполнением полномочий классно-го руководителя (классные журналы, личные дела, планы работы и пр.)
    • Постоянно повышать профессиональный уровень, педагоги-ческое мастерство, общую культуру
    Технология индивидуальной работы со сложными подростками Техника поведения педагога
    • Прояви интерес к собеседнику, научись смотреть ему в лицо и слушать его
    • Дай высказаться, умей держать паузу, молчать, попробуй понять состояние и проблемы учащегося
    • Умей выразить сочувствие, понимание его состояния и проблем
    • Умей ставить вопросы, чтобы всё понять, получить необходимую информацию
    • Направь собеседника к осознанию им самого себя и его проблем и к их решению. Не поучай и не давай советов: «Я бы на твоём месте…», но пробуди его собственную решимость.

    Виды (направления) воспитания Цель изучения: дать представление об основных видах воспитания младших школьников и их специфике в современном обществе

    План: 1. Понятие о видах (направлениях) воспитания 2. Умственное воспитание 3. Нравственное воспитание 4. Трудовое воспитание 5. Эстетическое воспитание 6. Экологическое воспитание 7. Физическое воспитание 8. Патриотическое воспитание 9. Интернациональное воспитание

    Виды воспитания Вид (направление) воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяется: умственное нравственное трудовое физическое эстетическое гражданское экономическое экологическое правовое интернациональное и патриотическое воспитание

    Умственное воспитание — « процесс формирования, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности» (Словарь по педагогике).

    Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности познавательных мотивов навыков мыслительной деятельности и диалектического мышления силы воли формирование культуры интеллектуального труда. Вопросами умственного развития занимались такие ученые, как Л. В. Занков, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.

    Задачи умственного воспитания: формирование мотивации учебно-познавательной деятельности; развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовании; развитие всех видов мышления – теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и т. д. ; освоение опыта познавательной деятельности, способности к творчеству; развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности.

    Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук; владение умственными операциями; владение интеллектуальными умениями; наличие научного мировоззрения. В процессе умственного воспитания формируется интеллектуальная культура личности — «комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием» .

    В процессе умственного воспитания формируется интеллектуальная культура личности — «комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием» . Г. М. Коджаспирова

    Нравственное воспитание — «целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения» Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

    Результаты нравственного воспитания: нравственное сознание нравственные чувства нравственное поведение Слово « нравы » произошло от латинского слова moralis — нравственный. Нравы — это эталоны, которыми люди руководствуются в своем поведении.

    В. А. Сухомлинский: «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по — человечески относиться к людям »

    Основная задача воспитателя — создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Основными критериями нравственного поведения выступают моральные принципы, которых придерживается личность, его ценностные ориентации и нравственные убеждения.

    Нравственные убеждения — основа прогноза поведения ребенка (Л. А. Матвеева и А. И. Раева) Структура нравственного убеждения включает такие компоненты: интеллектуальные эмоциональные волевые Ребенок может вести себя безнравственно потому, что он не владеет знаниями о данной нравственной норме.

    Эмоциональный компонент нравственных убеждений важен для младшего школьника. Эта сфера у него развита наиболее всего. Ребенок умеет остро чувствовать и переживать. Проявления эмоций можно считать показателями нравственного убеждения. Формирование чувств определяет нравственную позицию школьника.

    Единство этих компонентов определяет свойства личности, влияющие на его деятельность и поведение. Для того, чтобы нравственные знания стали внутренней потребностью ребенка, необходима их реализация в деятельности. Только нравственное поведение может выработать у ребенка определенный регулятивный механизм его дальнейших поступков в разных жизненных ситуациях.

    Воспитанность — согласованность между знанием, убеждением и поведением. Разлад, конфликт между тем, что человек знает и как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. (Словарь по педагогике).

    Воспитуемость — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков (Словарь по педагогике). Воспитанность – актуальный уровень воспитанности личности, воспитуемость – её потенциальный уровень, зона ближайшего развития

    Трудовое воспитание — «целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на осознанный выбор профессии» (Педагогический словарь).

    Основная цель — формирование у младших школьников ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации.

    Задачи: политехническая и начальная экономическая подготовка; подготовка к выбору профессии, профориентация; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нём, ответственности и чувства долга, профмобильности; выработка навыков и умений работать с простейшими инструментами.

    Производительный труд — работа в сельскохозяйственной сфере, в лагерях труда и отдыха, учебно-производственных комбинатах. Бытовой труд — самообслуживание и выполнение обязанностей в семье. Общественно-полезный труд –самообслуживание в школе, благоустройство школы, двора дома; охрана природы, участие в деятельности социальных служб.

    Формы воспитательной деятельности по самообслуживанию: индивидуальная групповая коллективная Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон — от умения одеваться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении.

    Эстетическое воспитание — «целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитии творческих способностей»

    Система эстетического воспитания Цель — развитие эстетического отношения к миру в целом (Л. И. Петрова) Задачи: обогащать личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; обучать начальным навыкам и умениям самостоятельности деятельности в искусстве; развивать музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление; воспитывать эстетические чувства; сформировать эстетическое сознание.

    В. А. Сухомлинский отмечал – «важная задача эстетического воспитания — научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе»

    Средства эстетического воспитания: познание труд игра природа искусство: театр, музыка, литература, архитектура, живопись общение быт мода

    Методы: разъяснение беседа решение эстетических задач пример поощрение упражнения в эстетической деятельности

    Г. М. Коджаспирова выделяет компоненты эстетического воспитания и относит к ним: художественное образование и художественное воспитание

    Ребенок в ходе воспитания усваивает основные категории эстетики — прекрасное и безобразное. Способность к их восприятию обусловливает перенос этих категорий в личную и общественную жизнь индивида, помогает ему эстетизировать свой быт, труд, окружающую среду. Учитывая развитость эмоциональной сферы у младшего школьника, воспитатель может использовать возникающие у него эстетические переживания в позитивном русле.

    Параметры, влияющие на организацию эстетического воспитания младшего школьника 1. Интересы ребенка в художественной деятельности неустойчивы, поверхностны (не воспринимает целостную картину, уходя в детали) 2. Эмоциональное отношение выражается ограниченно — восприятие увиденного доставляет удовольствие или неудовольствие. 3. Во внеклассной работе (широкое использование досугового воспитательного пространства), особенности возраста проявляются острее, продуктивнее. 4. Большое воспитательное значение имеет эстетизация труда ребенка.

    Развитие художественного вкуса предполагает и развитие «чувства внешности» . Причем оно выходит за рамки только стилистики одежды, прически, а распространяется на окружающий ребенка « социальный ландшафт » (А. А. Реан). В процессе эстетического воспитания осуществляется формирование эстетической культуры личности.

    Экологическое воспитание «целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности»

    Возможности формирования экологической культуры заложены во все учебные предметы естественного, гуманитарного, общественного и эстетического циклов.

    Компоненты экологической культуры: (Сим. с. 11) экологические знания и умения; экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение.

    Общественно-полезный труд природоохранительного характера: насаждение защитных полос; работа в лесопитомниках, садах, охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах; санитарная охрана среды; уголки природы в школах; экологическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

    Показатели экологической деятельности: понимание современных экологических проблем; развитое чувство любви к природе; осознание ответственности за сохранение природы; умение видеть, ценить и сохранять красоту; активная природоохранительная деятельность.

    Физическое воспитание — «система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании» Частью физического воспитания является курс ОБЖ – обеспечение безопасной жизнедеятельности.

    ОБЖ и формирование здорового образа жизни — процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсикологического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетичского отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам, поведению в экстримальных ситуациях и в быту, в природе, на воде, в воздухе и т. п

    Система физического воспитания Основная задача – «содействие совершенствованию организма, правильному физическому развитию ребенка, закреплению устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, закаливанию организма» Л. И. Петрова

    Задачи: развитие двигательных качеств, умений и навыков, закаливание, координация осанки; формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности в укреплении своего здоровья и эмоционально-ценностного отношения к нему; повышение физической и умственной работоспособности; формирование потребности в здоровом образе жизни;

    воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спортом; формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности; развитие волевых и спортивно-физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).

    Средства: гимнастика Игры туризм природные силы (солнце, воздух, вода) гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда) санитарные нормы в устройстве и содержании помещений.

    Формы: уроки физической культуры физкультурные минутки на уроках. . . факультативные занятия внеклассная спортивно-массовая работа: кружки, секции, спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продлённого дня, медицинско-оздоровительные процедуры; занятия в системе дополнительного образования (ДЮСШ, детские стадионы, спортивные клубы, команды по месту жительства и др.); занятия в спец. оздоровительных центрах.

    Этому способствуют « здоровьесберегающие » технологии воспитания. Таким образом, формы организации физического воспитания многообразны и зависят от условий семейного и школьного воспитательного пространства. Все формы могут дать хорошие результаты лишь при условии учета учителем начальных классов специфики физического развития младшего школьника.

    Патриотическое воспитание К. Д. Ушинский — формирование патриотов важнейшая задача воспитания: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семенными и родовыми наклонностями»

    Слово «патриотизм» произошло от греческого patris (отечество). « Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» В. И. Даль В основе данных толкований прослеживается главное — отношение человека к Родине. Оно включает в себя сознание человека, его потребностно-мотивационную сферу, развитость чувств и сформированность патриотического поведения.

    Патриотизм — нравственное качество. Его понимание идет по пути понимания структуры нравственных убеждений. Патриот — это Гражданин своей страны. Воспитание патриотизма у младшего школьника связано, прежде всего, с воспитание любви к «малой Родине » (В. А. Сухомлинский).

    «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь» Л. М. Леонов Существенная роль в воспитании гражданина отводится начальной школе. «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота» В. А. Сухомлинский

    Гражданственность — « нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны» .

    Гражданское воспитание «процесс формирования уважения к закону и беспрекословное подчинение ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, национальной и расовой терпимости, готовности защищать своё отечество, отстаивать свои убеждения» .

    Гражданские качества как «эталон» гражданина (И. П. Подласый) выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну);

    чувство национальной гордости и патриотизма; ответственность за судьбу страны; общественную дисциплину и культуру совместного проживания; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественную активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе;

    уважение прав и свобод других людей; активную жизненную позицию; правосознание и гражданскую ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран.

    Таким образом, только воспитатель, наделенный психолого-педагогическими знаниями и профессиональными умениями, в силах представить перед младшими школьниками национальные, патриотические идеи в лучшем свете, включая ребенка в деятельность патриотического характера (система мероприятий по формированию патриотических позиций гражданина своей страны).

    Интернациональное воспитание — «целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого у школьников формируются знания об интернационализме, эмоциональное отношение к нему и волевая активность в реализации данного качества» . И. В. — органическая часть нравственного воспитания. У младшего школьника в ходе подготовки и проведения мероприятий развивается эмоциональное отношение к культуре других народов, а деятельность завершает процесс убеждений в равности и ценности наций и национальных культур.

    Направления и. в. (М. И. Рожков и Л. В. Байбородова) воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми; формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества;

    обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур; воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.

    Т. О. интернациональное воспитание необходимо не только для формирования толерантного отношения к людям других национальностей, но и активности ребенка в освоении «пространств» межнациональных отношений, что усиливает его позиции к субъекта воспитания. Реализация содержания в значительной степени завис от того, какими методами будет пользоваться воспитателью

    9 Ушастый герой сказки Э. Успенского Чебурашка

    19 Как звали мальчика, которого искала Герда? Кай

    20 Кто съел людоеда в сказке Ш. Перро? Кот в сапогах