Воспоминание о Леоне Баксте связано со школьными годами…

Тогда, в начале 90-х я поступила в Гимназию при Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Часть занятий по истории искусств наш любимый, талантливый и увлечённый педагог Алексей Григорьевич Бойко проводил именно в залах Русского музея – нам достаточно было перейти через дорогу и мы оказывались в другом измерении, в других вибрациях воздуха. Так, на одном из занятий, Алексей Григорьевич познакомил нас с творчеством Бакста. Привлекла и впечатлила меня тогда картина «Ужин». Изящество и нежность перемежались в ней с долей юмора и иронии. Оказалось, что картина была написана сначала на салфетке, потом перенесена на холст и вызвала много противоречивых откликов – девушка, сидящая в кафе была никто иная, как супруга великого Александра Бенуа – основателя художественного общества «Мир искусства». Считается, что эта картина была написана в пику серовскому реализму в картине «Девочка с персиками». Интересно, что Леон Бакст и Валентин Серов были очень дружны.

Конечно, не может оставить равнодушными театрально-декорационное творчество Бакста. Прославлением русского искусства через «Дягилевские сезоны» в Париже мы обязаны именно Баксту. В дальнейшем великие дизайнеры моды также вдохновлялись его работами. Так, Ив Сен-Лоран, позже Кристиан Лакруа, Александр Мак-Куин создавали коллекции с немыслимыми прежде сочетаниями: сине-зеленые, розово-красные, бирюзово-оливковые цвета родились из декорационного творчества художника.

И на нас оказали влияние его работы: создавая коллекции Elegantissima, мы черпали вдохновение в галереях, где представлены работы Леона Бакста.

Леон Бакст (1866 – 1924) – русский художник рубежа ХIX-ХХ веков, гениальный декоратор и законодатель европейской моды на ориентальные узоры и экзотику.

Айкануш Микаэлян